Выставка скетчей Ирины Кутузовой

9 марта в нашем антикафе состоится открытие выставки-продажи работ художника-коллажиста Ирины Кутузовой. В преддверии этого события мы решили побеседовать с ней . Так что если вы хотите зарядиться творчеством и вновь поверить в себя, то читайте скорее.

Беседовала Анна Амантес


Ира, расскажи немного о себе J

Родилась в городе-герое Москве. С детства любила творчество во всех проявлениях – это было и вязание, и вышивка, и шитье. Но изначально было шитье, а потом вышивка. Будучи в декрете даже закончила курс вязания на спицах. Где-то есть даже диплом «Мастер художественного вязания на спицах». После этого я уже не могла вязать плохо, я вязала только хорошо J Обвязывала себя, ребенка и близких.

Хорошо, а образование?

По образованию я бухгалтер.

Ничего себе! Ну а как же ты пришла в скетчинг?

Через стиль и моду. В какой-то момент мне захотелось, скажем так, сменить профессию, и начитавшись интервью и посмотрев работы по смене имиджа различных стилистов, захотелось этим заниматься.А я всегда любила яркий цвет и всегда любила, не то, чтоб эпатажную одежду, но всегда любила одеваться не так, как все. И я же шила. А шила я всегда сама себе. И шила я , всегда придумывая что-то. То есть я брала что-то за основу, но из этого получалось совершенно отличное от того, что было на картинке, додумывала какие-то интересные детали. И поэтому пошла учиться в Школу стилистов. Отучившись там, познакомилась с одной девушкой и совершенно случайно узнала, что она рисует. И у меня на тот момент был проект в голове, хотелось рисовать лукбуки, то есть это когда ты клиенту предлагаешь одежду, как ему нужно одеваться, но при этом ты не складываешь картинки из журналов, не показываешь что-то готовое, а рисуешь. И мне казалось, что это вообще гениальная будет идея, если все будет отрисовано. И это будет уникально и дорого, потому что рисую я сама. И я поняла, что мне нужна фэшн-иллюстрация соответственно. И вот узнав, что у меня эта знакомая рисует, я спросила у нее, где, что и как, а она просто пошла на правополушарное рисование, и этого ей было достаточно. Но не мне. Я, как человек, привыкший изучать все с самых азов, пошла на академический рисунок. Фэшн не рисую, но вылилось это немножко в другое – мне понравилось рисовать архитектуру. Мне всегда нравились у художников графичные работы, именно архитектуры. И вот я сейчас это рисую - архитектурный скетчинг.

А вообще не страшно тебе было вот так взять и что-то поменять в жизни, начать что-то совершенно новое?..

Ну я пока еще не поменяла совсем…

Но ты ведь движешься в этом направлении? Ты хочешь этого, и тебе уже не страшно?

Нет, не страшно J

Ну а все-таки, чтобы заниматься скетчингом, нужно уметь рисовать или это необязательно?

Основы какие-то, конечно, должны быть. Поэтому на своих занятиях по скетчингу я все равно рассказываю ученикам и про перспективу, и какие-то академические приемы показываю, потому что они все равно присутствуют в любом виде скетчинга. Не важно, рисуешь ты город или просто яблоко, ведь рисуя яблоко, тоже нужно показать обьем, а дляэтого необходимы свет и тень, а это тоже из академической живописи.

А чем отличается скетчинг от классической живописи?

Скетчинг рисуется быстро. Скетч – это быстрая зарисовка. То есть, мы увидели, нам этопонравилось, и мы это быстро зарисовали. Тут нужно вырабатывать именно быстроту рисования. И если в классической живописи присутствуют какие-то правила, и картина может рисоваться очень долго, то здесь в принципе особых правил и нет. Линии могут быть немножечко кривыми, цвета могут быть яркими. Может один какой-то цвет быть задействован и расставлены акценты, но обязательно это должно быть ярко, эмоционально и это должно быть узнаваемо.

А сколько ты времени тратишь на рисунок в среднем?

Смотря какой рисунок…

Например, пирожное J

20 минут.

20 минут – это нормально для скетча?

Да, это вот именно быстрая такая зарисовка.

Скажи, а как ты пришла к преподаванию в итоге?

Как-то само это пришло…

Тебе захотелось делиться тем, что ты знаешь сама? Это же и общение одновременно…

Да, да, да J Да и потом возникла какая-то необходимость еще и заработать J

То есть, это и есть твой некий переход из одной профессии в другую, и ты хочешь теперь этим зарабатывать?

Да, именно так.

То есть, твое хобби превращается в профессию…

Да.

А что тебя вдохновляет? Расскажи, как ты работаешь?

Оооо, это все пошло издалека, потому что когда я вязала, я вязала под фильмф, под сериалы. Вот ты садишься вечером, берешь спицы или крючок и начинаешь вязать. Во-первых, это очень успокаивает, фоном идет что-то, рождаются какие-то образы. А потом уже эта традиция перешла и на рисование J

И это тебя вдохновляет?

Ну, скажем, это стиль работы больше.

А вдохновляет что?

Вдохновляет окружающий мир.

А откуда ты берешь идеи?

Интернет…Какие-то свои фотографии из путешествий, вкусная еда… Вот ты приходишь куда-то есть и видишь красивое блюдо, красивую посуду, хочется это зарисовать и оставить в памяти, особенно в путешествиях. Хочется привезти из путешествия не фотографию этого блюда, а именно рисунок. Я часто таки говорю: есть люди, которые фотографируют еду, а я ее рисую! J

А из художников кто-то близок тебе?

Сальвадор Дали. И, наверное, все-таки Ван Гог…

С сумасшедшинкой такой. Яркий!

Да. Вот эти два художника мне нравятся. Я даже была в музее Сальвадора Дали, и очень впечатлила меня музейная коллекция. Раньше я читала описание этих картин в книжках, но войдя в зал, где Гала и увидев ее портрет, у меня сразу возникло в голове описание, и я увидела, во-первых, насколько точным было описание, но когда я увидела портрет вживую, это совсем другое впечатление, потому что он Живой!..


А что ты посоветуешь людям, которые хотят научиться скетчингу, но еще не начали, боятся?

Главное, не бояться! Либо найти своего преподавателя. Это очень важно – найти того преподавателя, который подскажет, который поможет, который не будет критиковать и смеяться над тем, что у вас не получается. Потому что в нас и так достаточно живет внутренних критиков. И кстати, нужно постараться от этого и самому уйти, и не критиковать себя. И не сравнивать себя с другими учениками. Мне очень нравится фраза, я не знаю, кто ее первый сказал, что художнику нужно сравнивать себя только с самим собой и смотреть на динамику. То есть, обязательно то, с чего начали, сохранять, подписывать свои рисунки – и через два-три месяца вы увидите свой рост и свой прогресс. И нужно любить любой свой рисунок, даже неудавшийся. Не расстраиваться, что не получилось.

Но ведь есть же люди, которые расстраиваются и выбрасывают свои рисунки, рвут их.

У меня было такое. Я выбрасывала. Не рвала, но выбрасывала. У меня лежали какие-то рисунки, которые мне не нравились, может быть, не тот настрой был, может быть что-то извне, эмоциональное…

А ты легко с этим прощаешься?

Да, спокойно. Бывало по-разному, бывало, что просто выбрасывала, а бывало, что я садилась и перерисовывала, учитывая все ошибки, которые допустила там. Ведь бывает, то цвет не так лег, то бумага, то еще что-то. Все зависит от разных факторов. Где-то ты отвлеклась, и уже краска себя по-другому повела. Раньше я более переживательно относилась к таким моментам, а потом научилась более спокойно к этому относиться. Сейчас, если что-то не получается, я говорю себе: я знаю, что я могу по-другому, но сегодня что-то не сложилось: настроение не то или усталость, я потом перерисую.

Знаешь, у нас сейчас лежат твои работы и многие про них спрашивают, а некоторые уже бронируют, хотят купить. И, например, среди них есть то, что очень тебе самой нравится, ты как думаешь, что ты потом еще нарисуешь подобную?

Нет. Я могу перерисовать, если мне очень нравится какая-то картинка, но что-то на ней не получается. А если скетч отличный, то нет, я не буду пытаться нарисовать еще один.


А давай перейдем к коллажам. Ведь, коллаж – это что-то уникальное, что точно не повторишь уже никогда, как бы ни хотелось. Вот всё, оно Единственное!.. Расскажи пожалуйста, что такое коллаж для тебя. Просто для многих людей коллаж – это только карта желаний J

Для меня коллаж – это рассказывание и придумывание каких-то историй. То есть мы берем какого-то персонажа и добавляем ему смеха или грусти, или еще что-то, помещаем его в какую-то ситуацию, придумываем, что с этим героем происходит.

То есть, кто-то снимает кино по придуманным историям, а ты делаешь коллаж? Интересно…

А есть у этого искусства какая-то система или правила или нет?

В коллаже также есть правила композиции, как и в живописи. Потому что все детали, все, что происходит с персонажем должны быть с правильной композицией. Ведь коллаж по сути это та же картина. Все предметы должны быть между собой связаны. Даже абстрактные коллажи, где нет персонажей, а есть просто абстракция, там тоже должна быть гармония, все должно быть единым целым.

А расскажи про автопортреты-коллажи. По-моему, идея суперская просто.

Но все-таки что это? Это самовыражение какое-то? Как так получается, что каждый коллажный портрет похож на своего хозяина? Что за волшебство?

Мне кажется, когда человек делает вот этот коллаж, делает себя, он остается наедине с собой, тот, который он есть настоящий. Потому что мы все носим маски по сути. У кого-то они одни, у кого-то другие, а тут он делает себя и, может быть, даже приукрашивает или делает себя таким, каким он хочет быть. Но это Он.

У меня был мастер-класс для одного женского сообщества. У нас был новогодний вечер на тему «Маски, которые мы носим». И я думала, что бы мне такого интересного предложить женщинам, какой коллаж, и у меня возникла идея, где каждый будет делать сам себя, как он себя видит, как он себя чувствует и ощущает. И одна дама, она говорила: я хочу путешествий, красивых украшений и всего такого, и она все это сделала в коллаже.

И она сделала себя из этого всего?

Да! И все у нее там было взаимосвязано и гармонично. И когда она пришла домой, дети посмотрели и закричали: АААА, Мама – это ты!

А дети не могут врать J Я очень надеюсь, что все, что она хочет, что она туда вложила, у нее сбудется.

А что тебе ближе: скетчинг или коллаж?

Даже не знаю…

И то, то?

Да, наверное. Ведь в скетчинге тоже можно использовать коллажи. Можно делать смешанную технику, какие-то детальки подклеивать, в окошки зданий можно подклеивать что-то, котиков, да все, что хочется.

А что тебе больше всего нравится рисовать?

Города, дома.

А вот насколько я знаю, ты готовишь сейчас свой авторский тур, такое путешествие, включающее мастер-классы?

Да, родилась такая идея недавно. Знаешь, желания и мечты, они трансформируются со временем. Когда-то я мечтала преподавать, и вот моя мечта исполнилась, но мне хочется делать еще что-то, куда-то расти. Мне хочется еще больше заинтересовывать людей и вовлекать их в этот творческий процесс, потому что творчество дает нам возможность отдохнуть, возможность побыть с самим собой и самим собой, возможность выразить себя, да теми же яркими красками, выплеснуть себя, эмоционально разрядиться.

И мне кажется, туры, поездка куда-то, даже если это тур выходного дня – это отличная возможность перезагрузиться. Представляешь, поехал куда-то, да хоть в соседний город, с группой таких же заинтересованных людей, сели в какой-нибудь уютной кафешке, нарисовали свой завтрак, весело провели время, потом пошли зарисовали какие-то детали архитектуры города или какой-то интересный интерьер кафе.

И во-первых, очень хорошо провели выходные, во-вторых, получили новые знания и еще привезли ворох прекрасных рисунков и прекрасных воспоминаний.

А спустя время можно это все перелистывать, оформить в артбук, подклеить туда какие-то билетики, чек из ресторана. А можно сделать коллажную открытку и отправить себе из этого города или друзьям, и это уже будет не просто воспоминание. И это здорово!


ОГОРОД - семейное антикафе © 2018-2019